?

Log in

No account? Create an account
И о дискотеках - Журнал Тараса Бурмистрова [entries|archive|friends|userinfo]
Тарас Бурмистров

[ website | Авторский сайт Тараса Бурмистрова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

И о дискотеках [Oct. 8th, 2017|03:52 pm]
Тарас Бурмистров
[Tags|, , ]

Елена Андреева задала интересный вопрос, почему литературное творчество и хождение на работу несовместимы (по крайней мере, в моем случае, я пробовал 1000 раз) - а музыкальное, например, совместимо.

Да потому что романы - это единственная вещь, сопоставимая по сложности с реальностью. Уровень сложности их неизмеримо выше, чем у любого семиголосного ричеркара и самого насыщенного (тютчевского, скажем) стихотворения. И всего вообще на свете.

Философия сложнее публицистики, поэзия сложнее философии, музыка сложнее и богаче поэзии - но романы сложнее всего. Если же их пробовать писать без внутренней связи (каждого кусочка с предыдущим и последующим, и каждого кусочка с целым) - то это получатся не романы.

Когда-то на дискотеках были зеркальные шары, составленные из осколков. Можете посмотреть на мир в отражении такого шара. Роман так делать нельзя, его нужно делать как ровное зеркало (старая метафора, восходящая к Стендалю).

Когда я пишу роман, я стараюсь подтянуть из подсознания все впечатления, которые я получил за жизнь. Еще раз - ВСЕ впечатления. И переплавить их в художественной ткани.

Как известно, мы запоминаем всё посекундно, на протяжении всей жизни. Если это извлечь из психики одновременно, и попытаться вплавить в кусочек на три-четыре строчки, и следующий кусочек сделать таким же насыщенным - то это получится роман.

При этом каждый кусочек должен отражать эту «сумму впечатлений» - как бы это сказать? - чуточку ущербно. Неполно. Из одного частного ракурса. При этом, будучи собранными вместе, они должны эту ущербность (в каждом отрывке, и в каждом разную) аннулировать. И тогда роман начинает передавать реальность.

Все это безумно сложные техники. Но так получаются романы, а не вся эта лабуда, которую писали раньше («Война и мир», «Отцы и дети», «Оливер Твист» и пр.)

Я не сторонник компромиссов. Либо я пишу такие романы, как описано выше - либо никакие. 99,99%-я работа меня не устраивает.

Но невозможно все это удерживать в голове, если ты постоянно на что-то отвлекаешься. Тут нужна неделя на очищение сознания и приведение его в порядок - а потом можно шпарить. И опять же, ничто не должно отвлекать.

Отдельный вопрос - видит ли читатель все это, что вложено в текст? Да конечно, нет. В лучшем случае очень смутно чувствует.

Но ведь это не мои проблемы, n'est-ce pas? Моя задача - сделать свою работу хорошо.
LinkReply